- Подробности
- Опубликовано: 04 апреля 2022 04 апреля 2022
Детям дошкольного возраста по силу почти все виды творчества: они могут рисовать, вырезать, лепить, клеить, танцевать и петь, составлять рассказы и даже рифмовать. Если ребёнок проявляет интерес к музыке, движениям, изображениям, речи и ему хочется сделать что-нибудь подобное самому, — он готов к самостоятельно творческой деятельности. Вот поэтому так важно эстетическое развитие детей дошкольного возраста.
Эстетическое развитие занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса. Это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и отношения ко всему, что нас окружает. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеют разнообразные виды художественной деятельности: музыка, хореография, изобразительное искусство, развитие речи, развивающие игры (с психологом)
Эстетическое развитие – процесс и результат развития способностей видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.
М.Н. Зубарева выделяет следующие уровни эстетического развития дошкольника.
На первом уровне ребенок 3-4 лет эмоциональная радость изображению узнаваемых, знакомых предметов, но еще не образу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер (выбрал открытку, потому что "дома такой еще нет", "потому что здесь лодка, можно покататься", "потому что яблоко, оно вкусное").
На втором уровне (к 5 годам) не только видение, но и осознание элементарных эстетических качеств в произведении, которые делают картину для него привлекательной. Получение элементарного эстетического наслаждения, оценивая в картине как красивое - цвет, цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже – форму и композиционные приемы.
На третьем, высшем, уровне (6-7 лет) поднятие до способности воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. Ребенок улавливает внутреннюю характеристику художественного образа.
Основными педагогическими условиями для эстетического развития, перехода детей с одного уровня на другой, являются следующие:
- организация восприятия ребенка;
- организация материально-культурного пространства. Наличие разнообразных объектов среды изучения и созерцания;
- профессионализм руководства эстетическим воспитанием детей;
- интерес ребенка к деятельности. Необходимо дать ребенку возможность выразить собственные творческие мысли и чувства.
Эти условия делают процесс эстетического развития целенаправленным и управляемым, дают возможность, по словам Л.С. Выготского, "вести за собой развитие". В этом случае речь идет об эстетическом воспитании.
С современной точки зрения, эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.
Целью эстетического воспитания и образования является развитие готовности личности ребенка к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве или действительности; развитие эстетического сознания, включение в гармоничное саморазвитие; формирование творческих навыков и умений в области художественной, духовной и физической (телесной) культуры.
Задачи эстетического воспитания определяются возрастными особенностями детей. Их можно объединить в четыре группы, направленные:
- на развитие эстетической восприимчивости, эстетического запаса образов, формирование эстетических эмоций, чувств, отношений, интересов;
- формирование элементарного эстетического сознания (включает объем представлений и знаний, эстетические суждения и оценки; для этого детей знакомят с разнообразными эталонами: сенсорными, эмоциональными, искусствоведческими и эстетическими);
- освоение эстетической деятельности (развивать эстетическое и художественное восприятие; формировать первичные умения и навыки исполнительской художественной деятельности; воспитывать творческие умения и навыки вносить элементы прекрасного в окружающую ребенка жизнь);
- развитие эстетических и художественно-творческих способностей.
- Указанные задачи эстетического воспитания детей взаимно обусловлены и тесно переплетаются между собой. В качестве важнейшей задачи, которая объединяет вокруг себя все остальные, по мнению Н.А. Ветлугиной, выступает задача социально-нравственного развития ребенка-дошкольника. "Научить различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок – это значит сделать его лучше, нравственнее, содержательнее", – писала она.
Характерными признаками такого единства задач эстетического и социально-нравственного развития дошкольников являются эмоциональный отклик детей на доступные их пониманию явления социальной жизни; стремление сопереживать чужую радость и печаль; активные попытки преобразовать быт, хотя бы в игре; желание участвовать в носильном художественном труде, украшающем жизнь; потребность в совместных действиях, способность радоваться успехам других и т.д.
Средства реализации содержания художественно-эстетического воспитания подбираются педагогическим коллективом в соответствии с целями и задачами, поставленными перед ДОО:
- эстетическое общение – особое условие и средство эстетического воспитания, направленное на заинтересованность детей, развитие активности, пробуждение в каждом ребенке веры в его творческие способности;
- природа: заключает в себе многообразие чувственно-эстетических свойств и имеет огромные возможности для понимания детьми, по словам Л. Леонова, богатства мира, в котором живут, кроме того, природа способствует тому, чтобы и дети открылись ему всей душой;
- искусство (музыка, литература, театр, произведения художественно-декоративного творчества) способствует формированию органов чувств, установленных на восприятие отдельных видов искусства, формирует эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов;
- окружающая предметная среда, по мнению К. А. Флериной, повышает активность, творческий характер художественно-эстетической деятельности дошкольников, ее результативность. Она указывала на то, что не только красивые предметы сами по себе эстетически воспитывают детей, "но и та живая работа, то заботливое отношение воспитателя и детей к вещам, которые необходимо воспитывать";
- самостоятельная художественная деятельность детей (музыкальная, изобразительная, художественно-игровая) представляет собой средство и процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать и любить искусство, развития потребности в художественно-творческой деятельности, формирование мировосприятия ребенка средствами искусства;
- разнообразные виды игр: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации и др.;
- важным средством эстетического воспитания детей Е.А. Флерина считала праздники. Основное в празднике – идея, оформление в музыке, в изоискусстве, худслове – все это способствует интеграции разных видов художественно-эстетической деятельности дошкольников и, самое главное, единству интеллектуального и чувственного в процессе эстетического воспитания детей.
- разные виды трудовой деятельности детей в детском саду, о значении которых говорил В.А. Сухомлинский: он связывал их с формированием представлений о красоте бытия и радости ее создания: "Радость труда – красота бытия";
- физические упражнения и элементы спортивных игр.
Стремительно быстро возрастает потребность в воспитании творческой, нестандартно мыслящей личности. «Творческая личность», в современной психолого-педагогической литературе трактуется как личность социально адаптированная, способная к активным и творческим преобразованиям окружающей действительности в любом виде деятельности, к поиску оптимальных уникальных решений поставленных задач. Формирование творчески активной личности, которая обладает способностью эффективно и оригинально решать проблемы в жизни, закладывается в детстве, и является условием последующего развития личности индивида, его благополучной творческой деятельности.
Материал взят из курса «Психология и педагогика дошкольного образования»
3 день | Календарь | 5 день |