- Подробности
- Опубликовано: 06 апреля 2022 06 апреля 2022
Фундамент успешного трудоустройства закладывается еще при выборе будущей профессии, решении вопроса о специализации в рамках выбранной профессии, осмыслении своего выбора с точки зрения востребованности на рынке труда и оценки собственных возможностей, формировании системы ценностей и жизненных планов.
Карьера - (от фр. carriere - бег, профессия, поприще) - быстрое и успешное продвижение в служебной или другой деятельности; достижение известности, славы или материальной выгоды. (БСЭ, 20т., с.313).
Планирование карьеры состоит в определении целей развития карьеры и путей, ведущих к их достижению. Пути реализации развития карьеры представляют собой последовательность должностей, на которых необходимо проработать, прежде, чем занять целевую должность, а так же набор средств, необходимых для приобретения требуемой квалификации - курсов по профессиональному обучению, стажировок, изучению иностранного языка и т.д.
В современном обществе существуют десятки тысяч видов труда. Определенный вид труда со всей системой его требований к человеку называют профессией.
Профессий много, и они очень разные. Это целый мир со своими правилами и устройством, со своими требованиями, успехами, достижениями и профессиональным счастьем.
Насчитывается более 40 тысяч профессии. Есть профессии массовые - учитель, продавец, шофер и т.д., есть редкие - космонавт, суфлер. При этом ежегодно примерно 500 профессий исчезает и почти столько же появляется новых. Многие профессии в среднем существуют некоторое время и исчезают безвозвратно, углежог, сбитенщик. Некоторые же из них настолько меняются по своему содержанию, что становятся новыми, требующими от работника переподготовки. Например, профессия доярки приобрела новое содержание и называется «оператор машинного доения»
В рамках одной профессии может быть несколько видов занятий – это уже специальность. Есть еще в мире профессий и такое понятие, как должность - это служебные обязанности или служебное место (занимаемый пост). Это круг действий, возложенных на определенного человека и безусловных для выполнения. Взгляните на схему:
Профессия характеризуется наличием определенного уровня квалификации, мастерства - это степень профессиональной подготовки, которая подтверждается специальными документами о профессиональном образовании. Кроме того, в современном мире профессия является свого рода товаром, который человек может продавать на рынке труда.
Задание: Найдите профессию, должность и специальность:
Продавец – продавец продовольственных товаров – заведующий отделом.
Слесарь-сборщик – бригадир – слесарь.
Летчик – пилот – командир самолета.
Методист по воспитательной работе – педагог – заведующий методическим отделом.
Инженер – инженер-синоптик – заведующий отделом.
Для того чтобы не заблудиться в огромном мире профессий и специальностей, будем ориентироваться на их классификацию.
Классификация профессий
Каждый вид труда человека имеет следующие компоненты:
и именно они обусловливают требования к человеку.
В соответствии с этими компонентами и строится классификация по типам профессий, в основе которой лежит предмет труда, т.е. то, на что направлен труд человека. В каждом типе профессий выделяют классы, которые включают в себя отделы, а те, в свою очередь, состоят из групп.
Классификация типов профессий
Составляющие профессии |
Тип профессии |
||||
Человек - природа (П) |
Человек - техника (Т) |
Человек - человек (Ч) |
Человек - знаковая система (З) |
Человек - художественный образ (Х) |
|
Предмет труда |
Живые организмы, биологические, микробиологические процессы |
Технические системы, вещественные предметы, механизмы, материалы, энергия |
Человек, люди, группы, коллектив |
Условные знаки, шифры, коды, естественные или искусственные языки (формулы) |
Художественные образы. Изобразительная, музыкальная, литературная, актерская деятельность |
Вид деятельности |
Изучение живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог); уход за растениями и животными (лесовод, овощевод, зоотехник, цветовод, агроном, фермер); профилактика и лечение животных растений (ветеринар) |
Создание, монтаж, сборка и наладка технических устройств (каменщик, монтажник, сварщик, инженер-конструктор); эксплуатация технических устройств (водитель, крановщик, токарь); ремонт техники (механик, электромонтер по ремонту оборудования) |
Медицинское обслуживание (врач, медсестра, санитарка); обучение и воспитание (воспитатель, няня, гувернантка, учитель, тренер); бытовое обслуживание (продавец, проводник, официант); правая защита (юрист, судья, адвокат, следователь) |
Работа с текстами (корректор, машинистка, переводчик, библиотекарь); с цифрами, формулами, таблицами (математик, экономист, бухгалтер, программист); с чертежами, картами, схемами (штурман, чертежник, топограф); со звуковыми сигналами (радист, телефонист, телеграфист) |
Создание, проектирование, моделирование художественных произведений (художник, журналист, модельер, композитор); воспроизведение, изготовление различных изделий по эскизу, образцу (ювелир, закройщик, реставратор, краснодеревщик, декоратор) |
В работе человека редко присутствует только одна цель - распознать, преобразовать или придумать. Во многих профессиях цель труда включает в себя каждый из этих элементов. Поэтому, чтобы отнести профессию к определенному классу, надо разобраться, какой из элементов цели составляет главное содержание деятельности, a какой - имеет лишь побочное значение. Например, врач, для того чтобы лечить больного, должен сначала поставить диагноз (элемент гностической цели), но главное содержание большинства врачебных специальностей направлено на исцеление больного, т.е. на преобразование.
Классы профессий по целям труда
Гностические (Г) |
Преобразующие (Пр) |
Изыскательские (И) |
Деятельность человека связана с тем, чтобы распознать, различить, определить, проверить, исследовать. Гностические профессии можно встретить везде: и в поле, и в больнице, и на заводе, и на строительной площадке, и в торговом зале |
Цели труда связаны с активным сохранением или изменением свойств, состояния труда (преобразовывать, обрабатывать, упорядочивать, организовывать, оказывать влияние, обслуживать) |
Цели труда связаны с активным сохранением Ии изменением свойств, состояния предмета труда (прообразовывать, обрабатывать, упорядочивать, организовывать, оказывать влияние, обслуживать) |
Корректор, критик, санитарный врач, эколог, лаборант, контролер ОТК и др. |
Столяр, токарь, продавец, врач, учитель, чертежник, реставратор, швея и др. |
Геолог, программист, математик, химик-теоретик, закройщик и др. |
Группы профессий по условиям труда
В обычных бытовых условиях (Б) |
На открытом воздухе (О) |
В необычных бытовых условиях (Н) |
С повышенной моральной ответственностью (М) |
Труд в обычных бытовых условиях |
Труд на открытом воздухе в режиме резкого перепада температуры |
Труд в необычных, экстремальных условиях: под водой, на высоте, под землей, в условиях повышенной температуры и т.д. |
Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь человека или за большие материальные ценности |
Чертежник, экономист, контроллер аудиоаппаратуры, телемеханик, швея, парикмахер |
Полевод, тракторист-механизатор, геолог, строитель, каменщик |
Водолаз, шахтер, монтажник-высотник, космонавт, спасатель |
Учитель, судья, адвокат, продавец, бухгалтер, кассир, врач, медсестра, аудитор, брокер |
Завтра, мы познакомим Вас с наиболее часто встречающимися ошибками при выборе профессии и с правилами выбора профессионального пути.
5 день | Календарь | 7 день |