1 апреля 1992 года был открыт факультет повышения квалификации профессорско-преподавательского состава Магнитогорского горно-металлургического института, а его деканом назначен к.т.н., доцент Валерий Иванович Косматов. В этом же году на основании Постановления Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации № 46 от 17.07.1992 г. приказом 73/о от 30.11.1992 г. факультет повышения квалификации расширил свою деятельность по профессиональной переподготовке кадров и получил наименование специального факультета по переподготовке кадров.

На факультете осуществлялось повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вуза, а также подготовка руководителей высшего и среднего звена ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат».

На специальном факультете с 05.11.1992 г. началась профессиональная переподготовка специалистов по следующим новым перспективным направлениям науки, техники и технологии по следующим направлениям: организация управления производством, порошковая металлургия и покрытия, микропроцессорная техника. С 1996 года началась подготовка инженеров на базе среднего профессионального образования по сокращенным срокам обучения (3-3,5 года), которая осуществлялась до 2002 года по 16 специальностям.

Значимым событием в жизни факультета стало обучение в 1993 году по программе профессиональной переподготовки руководящих работников АО «ММК» (10 чел.) по направлению 03-01 «Организация управления производством», в составе слушателей:А.А. Морозов, В.Ф. Рашников, В.Н. Егоров, А.Л. Маструев, А.А.Рудченко, Е.А.Смирнов, В.Ф.Сарычев, А.Н.Цыкунов, Г.Г.Чугунников, Р.Ф.Шарипов.

В 1997 году благодаря усилиям заведующей кафедрой иностранных языков Антроповой Л.И. было организовано обучение по программе профессиональной переподготовки «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», которое до настоящего времени востребовано студентами МГТУ.

29 ноября 2000 года специальный факультет был переименован в Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов и в соответствии с положением на должность декана избран Косматов В. И.

Всего за период 1992–2008 гг. прошли различные формы подготовки (профессиональная переподготовка, повышение квалификации, целевая подготовка, ускоренная подготовка на базе среднего профессионального образования) – 5336 чел., из них работников ОАО ММК – 2577 чел.

Подготовка специалистов и повышение квалификации работников ОАО ММК проводилась по 16 направлениям, в том числе: стандартизация и сертификация, экономика и управление, бухгалтерский учет, композиционные и порошковые материалы и покрытия, микропроцессорная техника, промышленная электроника, электропривод и автоматика, промышленная теплоэнергетика, криогенная техника, безопасность жизнедеятельности, литейное производство черных и цветных металлов, организация перевозок и управление на транспорте, металлургия черных металлов, агломерационное производство, металлургические машины и оборудование, электроснабжение. Переподготовка специалистов ОАО ММК проводилась как в звене высшего руководства, так и специалистов среднего звена.

Наибольшее количество переподготовленных специалистов ОАО ММК по специальностям и направлениям: «Экономика и управление на предприятии» - 113 чел.; «Стандартизация и сертификация» - 111 чел.; «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» - 99 чел.; «Безопасность жизнедеятельности» - 83 чел.; «Промышленная теплоэнергетика» - 59 чел.

В последующие годы факультет расширял свою деятельность по повышению квалификации специалистов г. Магнитогорска, г. Череповца, г. Серова, г. Аши не только для черной металлургии, но и для машиностроения (3 направления) и строительной отрасли (10 направлений).

В 2007 году факультет организовал целевую подготовку студентов для ОАО «ММК», итальянской фирмы «DANIELI» и специалистов для АО «ТНК» «Казхром» (Республика Казахстан).

В 2009 году деканом факультета назначен к.т.н., профессор Моллер А. Б.

В 2010 году МГТУ им. Г.И. Носова успешно прошел аккредитацию в СРО НП «Союз строительных компаний Урала и Сибири», вошедшую во вновь образованную всероссийскую систему саморегулируемых организаций, и осуществлял обучение по 12 программам на курсах повышения квалификации по работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В 2011 году по решению Ученого совета ФГБОУ ВПО «МГТУ» факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов и отделение дополнительных образовательных услуг Многопрофильного колледжа преобразованы в Институт дополнительного профессионального образования и кадрового инжиниринга МГТУ «Горизонт» (ИДПО МГТУ «Горизонт»).

В 2011 г. директором ИДПО МГТУ «Горизонт» назначен к.т.н., доцент Усов И.Г., а в 2013 г. - к.т.н., доцент Адищев В.В., в 2015 г. – к.п.н., доцент О.В. Ибрагимова, в 2023 –  к.т.н., доцент О.В. Фридрихсон.

В 2014 г. в результате реорганизации ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» (МаГУ) к ИДПО МГТУ «Горизонт» был присоединен Институт дополнительного профессионального образования МаГУ.

Институт дополнительного профессионального образования (ИДПО) МаГУ

ИДПО образован объединением трех структурных подразделений МаГУ: факультета повышения квалификации и переподготовки специалистов (ФПКиПС), факультета индивидуальной специализации (ФИС) и Южно-Уральского регионального центра интернет образования (ЮУРЦИО).

ФПКиПС был создан в структуре университета в мае 2000 г. Деканом факультета с момента основания до 2010 г. являлась канд. пед. наук, доц. Л.А. Мирошниченко. Главными направлениями деятельности факультета были повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов, которые проводились в различных формах: курсы повышения квалификации (краткосрочные - от 72 часов до 100 часов - и углубленные - от 100 до 250 часов); проблемные семинары; проф. переподготовка руководящих работников и специалистов (свыше 500 ауд. часов); высшее профессиональное образование в сокращенные сроки.

Факультет по согласованию с кафедрами университета производил отбор преподавателей для реализации программ дополнительного профессионального образования. Учебные занятия в соответствии с расписанием в основном проводились на базе лицея при МаГУ, где факультет занимал три учебных класса, при необходимости использовался аудиторный фонд МаГУ. Отдельные курсы проводились на базе заказчика. ФПКиПС работал на условиях частичной самоокупаемости, оказывал платные образовательные услуги. На факультете был оборудован компьютерный класс. Для улучшения учебно-информационного сопровождения образовательного процесса использовались современная проекционная аппаратура и выход в Интернет. Постоянно пополнялся банк научно-методических материалов, разработанных кафедрами университета, которые использовались слушателями, осваивающими программы дополнительного профессионального образования. К курсам оформлялись выставки учебно-методических пособий и новинок литературы. Был создан банк лучших аттестационных работ слушателей профессиональной переподготовки. На факультете постоянно отслеживалось качество обучения слушателей по результатам текущего контроля и по результатам итоговой аттестации.

Приказом ректора МаГУ от 01.10.2010 г. был образован Институт дополнительного профессионального образования, в состав которого вошли ФПКиПС, ФИС и ЮУРЦИО. Создание ИДПО преследовало следующие цели: развитие системы непрерывного образования в течение всей жизни (Life Long Learning); расширение спектра образовательных услуг; обеспечение преемственности образовательных программ профессионального образования разных уровней.

С 2010 по 2012 гг. директором ИДПО была д-р пед. наук, доц. Н.Г.Корнещук.

С 2012 по 2014 гг. директор ИДПО - к.пед.наук, доцент О.В. Ибрагимова.

Основными направлениями деятельности ИДПО являлись повышение квалификации; профессиональная переподготовка специалистов и руководителей; высшее профессиональное образование по ускоренным программам на базе профильного среднего профессионального или высшего образования (очно-заочная (вечерняя) форма обучения); дополнительные общеразвивающие программы (компьютерные курсы, модульные семинары, психологические и бизнес-тренинги) для любой категории слушателей. В рамках обучения ИДПО предлагал более 150 программ дополнительного профессионального образования. Институт оперативно реагировал на специфику поступающих заказов, ориентировал реализуемые программы на профессиональные потребности слушателей. Предлагались следующие программы обучения: «Менеджмент в образовании», «Психологическое консультирование», «Управление персоналом», «Управление физкультурно-спортивной деятельностью», «Офис-менеджер», «Менеджмент в гостиничном и туристическом бизнесе», «Информационно-коммуникационные технологии», «Ведение бухгалтерского учета в программе 1С: Бухгалтерия»; второе высшее образование в вечерней форме обучения по специальностям «Лингвистика (Перевод и переводоведение)», «Менеджмент» и др. По окончании обучения слушатели получали документы государственного или установленного образца.

ИДПО тесно сотрудничал с органами государственной власти федерального и областного уровней в рамках федеральных проектов модернизации дошкольного, общего и профессионального образования. В 2011 г. ИДПО получил статус федеральной стажировочной площадки по проекту Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. по теме «Введение ФГОС общего образования как системообразующий ресурс социально-экономического развития Челябинской области, обеспечивающий современное качество общего образования».

Институт активно внедрял и развивал дистанционную форму обучения. В 2011 г. реализован совместный проект с АйТи-Академией (г. Москва) по программе «Развитие электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, системы дистанционного общения и профессионального обучения (е-learning)».

Образовательная деятельность ИДПО осуществлялась в тесном сотрудничестве с факультетами и кафедрами МаГУ. Ежеквартально проводились семинары совместно с представителями МОиН Челябинской области и Управлением образования администрации г. Магнитогорска по проблемам внедрения независимой оценки качества образования и созданию системы непрерывного профессионального образования.

ИДПО участвовал в международном проекте Евросоюза ТЕМРUS «Разработка рамки квалификации для системы высшего образования в Уральском регионе» (совместно с Лилльским научно-технологическим университетом (Франция), Университетом Лимерика (Ирландия), Эдинбургским университетом (Шотландия), ЧелГУ, Челябинской государственной агроинженерной академией), в 2011 были реализованы совместные проекты с издательским холдингом «Академкнига», выиграны гранты ФЦПРО (2011-2015), РГЯФ.

Контингент ИДПО МГТУ «Горизонт» за 25 лет деятельности превысил 32 тыс. слушателей.

Система Orphus