В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки. Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого кругозора, общекультурных интересов, общечеловеческих ценностей. Отсюда одна из главных задач современной начальной школы - создание необходимых условий для личностного развития каждого ребёнка и формирование у него активной жизненной позиции. В этой связи возникает необходимость подготовки обучающихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества. Именно поэтому в настоящее время все большую популярность приобретают проектные и исследовательские методы обучения.
Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джорджем Дьюи.
Данный метод позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения, что способствует успешной реализации важнейших задач современной российской школы:
научить учащихся организовывать свою деятельность: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике;
взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;
научить объяснять явления действительности (природной, социальной, культурной, технической среды), то есть выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать их значимость;
научить ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей: различать факты и их оценку, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формировать и обосновывать собственную позицию;
научить решать проблемы, связанные с выполнением человеком определенной социальной роли (избирателя, потребителя, пользователя, жителя определенной местности и т. д.), сформировать умение анализировать конкретные жизненные ситуации и выбирать способы поведения, адекватные этим ситуациям;
сформировать ключевые навыки (ключевые компетентности), имеющие универсальное значение для различных видов деятельности: навыки решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки, навыки измерений, навыки сотрудничества.
Главная идея проектно-исследовательской деятельности – направленность на результат, который получается при решении теоретической, практической, но обязательно личностно и социально-значимой проблемы. Этот результат называется проект.
Проект (от лат. projectus – брошенный вперёд) – это мысленное предвосхищение, прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде предмета, услуги, творческого акта или действия.
Проблема включения проектной деятельности в учебный процесс является прогрессивной и давно назревшей. В ней содержится огромный развивающий потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, нацеленной на развивающее обучение и формирование творческой личности. Педагогический потенциал проектов очевиден: повышение мотивации учащихся в получении дополнительных знаний, освоение важнейших методов научного познания и практических навыков, развитие ответственности за общее дело, самодисциплины, способностей целеполагания, коммуникативных, организационных и рефлексивных умений.
Учебный проект - специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием творческого продукта.
По определению Н.Ю.Пахомовой, учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Типичный урок при работе в проектном стиле можно охарактеризовать как творческий исследовательский урок, включающий сочетание индивидуальной и групповой работы.
Учитывая достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы многих учителей, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Этот период обучения может быть назван "Введением в проектную деятельность".
При этом особо следует отметить роль учителя при выполнении проекта. Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
При выполнении проектов качественно меняется роль учителя. Взаимодействие учителя и учащихся показывает, что педагог на всех этапах выступает в роли независимого консультанта и помощника, что, как показывает практика, самое сложное для учителя в ходе проектирования. Акцент в ходе проектной деятельности делается на содержание учения, на процесс применения имеющихся знаний.
Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Но на всех этапах педагог выступает как помощник, консультант. Педагог не передает знания, а направляет деятельность школьника, то есть: консультирует, мотивирует, наблюдает.
С целью помочь современному учителю понять особенности проектной деятельности, развить компетенции по умению обучать детей в данной технологии и справиться со всеми сложностями и разработан курс повышения квалификации для учителей начальных классов "Проектная деятельность в НОО" в ИДПО "Горизонт".
Зам. директора по маркетингу и рекламе ИДПО "Горизонт" Гринько С.В.